Мысли об употреблении пищи непосредственно перед её принятием позволяют
снизить объем её потребления, показало исследование американских ученых.
Мысленный образ потребления вкусной еды, будучи неоднократно прокручен в
сознании, уменьшает реакцию на реальную еду, действуя не хуже, чем
реальное потребление.
Бытует мнение, что мысли о еде заставляют человека есть больше. Но
ученые из Университета Карнеги – Меллон провели исследовательскую
работу, которая опровергает этот миф. Результаты исследования
опубликованы в новом номере журнала Science. «Если
вы хотите похудеть, то это нормально – думать о ваших любимых конфетах.
Представьте, что вы съели их все, до последнего кусочка, и это пойдет
на благо вашей диете», – такими словами начинается пресс-релиз,
сопровождающий работу ученых. В своем исследовании ученые опирались на работы, показывающие, что ощущения и психические образы, имитирующие эти ощущения (проще
говоря, фантазии) связаны с одними и теми же нейронными механизмами и
влияют на эмоции и поведение примерно одинаково. Они провели ряд
экспериментов по сравнению эффекта потребления еды и эффекта мыслей о
еде.
Оказалось, что мысли о еде позволяют человеку умерить аппетит.
«Наши результаты показывают, что попытки обуздать свои мысли, связанные с
желанием есть, изначально неверная стратегия для борьбы с аппетитом, –
пояснил Кэрри Морведж, ведущий автор публикации. – Наши исследования
показали, что люди, которые неоднократно представляют себе употребление
пищи, будь то шоколад или кусочек сыра, впоследствии едят меньше, чем
люди, которые старались не думать о еде. Мы считаем, что эти выводы
будут способствовать развитию комплексных мероприятий по сокращению тяги
людей к таким вещам, как еда, наркотики и сигареты. Надеюсь, они
помогут и нам, и другим людям сделать выбор в пользу здоровой пищи». Всего
было проведено пять экспериментов по определению зависимости количества
употребляемой пищи от предшествующих трапезе мыслей о еде. В первом
эксперименте испытуемым предложили подумать о 33 повторяющихся
действиях: одна группа думала о загрузке 33 монет в стиральную машину
прачечной самообслуживания, вторая «загрузила» 30 монет и представила съедение трех конфет M&M's, а третья «положила» всего три монеты, а затем «съела»
33 конфеты M&M'S. Потом все участники эксперимента начали есть
M&M'S из большой миски; в количестве конфет их не ограничивали, а
число съеденных леденцов фиксировалось. Оказалось, что группа, мысленно «съевшая» 30 леденцов, на деле оказалась наименее голодной и жадной.
Чтобы удостовериться, что результат был достигнут именно благодаря
фантазиям о потреблении конфет, в следующем эксперименте учитывалось и
число вызова фантазий человеком. Снова оказалось, что
вообразившие себе съедение 30 M&M'S в реальной жизни ели меньше, чем их «мысленно недоевшие» коллеги.
Последние три эксперимента показали, что сокращение реальных
потребностей в еде в результате размышления о вкусностях вызвано
своеобразным привыканием, т. е. постепенным снижением мотивации к еде.
Только мысли о потреблении данной конкретной еды снижают будущий
аппетит: если думать о еде без связки с ее потреблением или думать о
тортах перед употреблением конфет, результат не будет достигнут.
Привыкание как снижение реакции при повторении воздействия стимула –
один из фундаментальных процессов, регулирующих как тягу к потреблению
еды, так и к иным вещам.
Оно подсказывает нам, когда остановиться во время еды, а когда
переключиться с одного продукта на другой, считают авторы работы.
Исследование показало, что такая адаптация к стимулу приходит не только в
результате сенсорного восприятия вида продукта, его запаха, возможно,
звука, тактильных ощущений, но и в результате фантазий, «воображаемого
потребления». Таким образом, в какой-то мере воображение потребления
является заменой самому потреблению. Разница между ними может быть куда
меньше, чем сейчас предполагают психологи.
(gazeta.ru)
|