Ученым впервые удалось «замаскировать
время» – провести луч света так, чтобы для него 50 триллионных долей
секунды не существовали. Теперь они попытаются расширить «выпадающий» временной зазор.
Провалы во времени – одна из любимых мыслительных конструкций фантастов –
стали реальностью. Группа ученых из Корнелльского университета показала
возможность «прятать» участки времени с помощью метода, названного «темпоральная маскировка». Ученых уже не удивишь «пространственной маскировкой»: разным группам физиков удалось «обвести» свет вокруг объекта так, что он кажется невидимым. «Плащи-невидимки» работают в инфракрасном диапазоне и вплотную приближаются к сокрытию объектов и в видимом для глаза свете. Новой
задачей стало создание способа маскировки отрезка времени – остановки
света с тем, чтобы образовался кажущийся зазор во времени, в котором
можно спрятать целое событие.
Специалистам из Корнелла это удалось, хотя «провал
во времени» пока очень короток – около 50 триллионных долей секунды.
Для практического применения это ничтожно мало. Но исследователи уже
работают над тем, чтобы расширить его до заметных масштабов, заявил
Александр Гаэта – ведущий автор посвященной этой работе статьи,
опубликованной в журнале Nature.
Фактически «провал» образуется при быстром выключении луча лазера – так, чтобы регистрирующие приборы не заметили этого «мелькания». Тогда наблюдатель остается в неведении, что лазер «моргнул», и не будет ничего знать о том, что произошло за эти 50 триллионных долей секунды.
Эксперты из Университета Рочестера Роберт Бойд и Жимин Ши, не
принимавшие участия в работе, сравнили наблюдаемый эффект с движением
автомобилей на переезде. Шлагбаум опускается, останавливая движение
автомобилей (луч
лазера) на время прохождения поезда. С точки зрения поезда на короткий
миг движение автомобилей прекратилось, и он может проехать. Однако сразу
после этого шлагбаум поднимается, и движение автомобилей
возобновляется. Для
наблюдателя в нескольких километрах от железнодорожного переезда краткая
остановка движения из-за поезда незаметна, поэтому нет никаких
свидетельств того, что поезд вообще проезжал. Чтобы
остановить лазер, как поток автомобилей шлагбаумом, исследователи
использовали его важную особенностью: когда свет проходит через
материал, его компоненты разного цвета (то есть разной длины волны) двигаются с разными скоростями. С помощью специально сконструированного устройства – «временной линзы» – исследователям удалось изменить характеристики луча на определенный период времени.
«Временные линзы проделывают со
светом чрезвычайно забавные вещи», – заметил Гаэта. С помощью такой
линзы ученым удалось на короткое время придать двум смежным участкам
зеленого лазера красный и синий оттенок. Когда они прошли через
специальное оптоволокно, красный цвет ускорился, а синий замедлился. Эта разница в скоростях открыла «провал во времени» – около 50 триллионных долей секунды. Затем
исследователи провели обратный процесс – замедлили синий и ускорили
красный лучи. Их собрали в изначальный зеленый – и конечный «наблюдатель» и не заметил произошедших изменений. Затем исследователи запустили в «провал»
другой лазер. Обычно результат взаимодействия двух лучей легко
регистрируется. Однако в этом случае эффект оказался в 10 раз слабее,
чем если бы временная маскировка отсутствовала. Теперь ученые сконцентрируются на достижении более полного понимания физики процесса, на удлинении «провала»
и на поиске областей его возможного использования. Математически основы
временной и пространственной маскировки сходны, подчеркивают авторы
работы
(gazeta.ru)
|